Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа — интернат» (КГБОУ БОШИ)
О школе
В школе-интернате работает сплоченный и профессиональный педагогический коллектив. У нас нет равнодушных и случайных людей. Мы стремимся развивать наш интернат и развиваться сами. Представленный нами на сайте материал отражает лишь часть той огромной кропотливой работы, которую ежедневно проводит весь наш коллектив.
Мы будем рады поделиться нашими наработками, пообщаться, узнать об опыте других подобных школ-интернатов. Надеемся, что наш сайт поможет вам сориентироваться в правильном подходе в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, а наши методические разработки заинтересуют вас.
Мы всегда открыты для сотрудничества!
История школы
10 февраля 1989 года был издан приказ Алтайского комитета по образованию о закрытии ГПТУ – 18 и о создании на его базе вспомогательной школы-интерната. С сентября 1989 года коллектив школы начал капительный ремонт здания. 12 января 1990 года состоялись первые занятия. Директором школы был назначен Иванков Иван Иванович, завучем Сушков Василий Алексеевич, старшим воспитателем Борисова Любовь Ефантьевна.
На период открытия в школе было 116 учащихся, почти все дети проживали в общежитии.
С первого дня работают педагогические работники Чернова Ольга Владимировна, Дзюбло Любовь Леонидовна, Шмидт Наталья Александровна, Грязнова Нина Петровна, Поляков Анатолий Николаевич, Распутикова Екатерина Тарасовна, Семенютина Валентина Ивановна, Карпова Наталья Александровна, Фрайман Валентина Евгеньевна , Овчаров Владимир Михайлович, Киреева Алима Ниязбековна, Криволапов Сергей Иванович, Фомина Ирина Петровна, Валл Лидия Яковлевна, Ключников В.Н., Чепелева Наталья Александровна, Рожникова Любовь Васильевна, Курлаева Татьяна, Храбровская Людмила Григорьевна, Севостьянова В.И., Щербина Сергей Алексеевич, Конарева Лариса Яковлевна, Антоненко Лидия Федоровна, Мартынова Ольга Георгиевна, Печенкина Светлана Николаевна, Кулябина Надежда Владимировна, Левченко Елена Тимофеевна, Иванова Любовь Петровна, Ибраева С.К., Матвеева В.С., Клопотова М.М., Бороздова Л.
Была создана атмосфера домашнего тепла и уюта.
По прошествии годов все в школе изменилось и руководство школы, и педагогический коллектив. Ими стали позже Залевский Геннадий Васильевич, Тинякова Валентина Васильевна, Слюсарева Светлана Львовна, Дубовский Владимир Николаевич, Криволапов Сергей Иванович, Зайкова Лидия Исаковна, Дорохов Сергей Анатольевич, Максимова Светлана Борисовна, Конарева Лариса Яковлевна, Хлудеева Лариса Александровна. Школа-интернат отличается от других программой, распорядком дня, штатом педагогического коллектива, но совместная работа учителей, воспитателей, узких специалистов (дефектологов, учителя – логопеда, педагога – психолога), медицинских работников направлена на достижение единого результата – подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.
1 апреля 1997 года на базе школы-интерната был открыт детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В разное время зам. директора работали Поляков Анатолий Николаевич, Никулина Тамара Витальевна, Жадан Валентина Алексеевна. За это время 60 ребятишек нашли здесь приют и заботу. Здесь трудно работать. Случайные люди не задерживаются, нужно душой прикипеть к детям, чтобы, не считаясь с личным временем посвящать им себя. А именно так поступали и поступают воспитатели Ержанина Людмила Николаевна, Поликарпова Екатерина Ивановна, Алексанова Тамара Николаевна, Семенова Марина Леонидовна, Киричек Марина Александровна, Тихонова Елена, Пенькова Татьяна Михайловна, Федорова Ирина Леонтьевна. Круглосуточно дежурили медицинские работники Сушкова Любовь Павловна, Богданова Татьяна Владимировна, Блажко Татьяна Владимировна, Бокова Ирина Владимировна, Семенова Зинаида Илларионовна, Подольская Галина Коменадьевна, Минченко Марина Владимировна, Русанова Жанна Сергеевна под руководством врача – педиатра Лосиковой Веры Александровны.
В школе работал врач – психиатр Лобанова Александра Ивановна.
По ночам с детьми – помощники воспитателей Стебеняева Наталья Николаевна, Нещадимова Инна Владимировна, Макотина Н.И.
В общее дело вносят свой вклад Семенова Надежда Витальевна, Комарова Татьяна Анатольевна, Шнайдер Любовь Владимировна.
Скучать детям не приходится. Их свободное время организуют опытные педагоги, проводятся самые различные мероприятия: и спортивные и музыкальные, районные и краевые конкурсы. Участвуют дети и в трудовых делах, а летом отдыхают в лагере. Вот так и живет дружная семья взрослых и детей этого теплого уютного дома.
В программу школы помимо образовательных предметов включены занятия учителей – логопедов (Конарева Лариса Яковлевна, Окуловская Юлия Александровна), педагога – психолога Конради Е.А.
Ведущую роль в социальной адаптации учащихся играет социальный педагог Жадан Валентина Алексеевна, помогая решать различные проблемы учащихся в семье и школе.
В школе создана детская организация под руководством педагога – организатора Анисимовой Надежды Ивановны, а позднее Бондаренко Натальи Анатольевны. Детская организация существует со дня основания школы. Вначале она называлась «Матрешки», с 1998 года переименована в «Русичи». В связи с преобразованиями в школе, клуб «Русичи» изменил направление в своей работе с тем, что стали уделять больше внимания народному творчеству, — оно ближе и доступней нашим детям. Наш клуб хорошо знают в районе, известен он и в крае. Мы были участниками в краевом фольклорном фестивале, с которого привезли дипломы и благодарственное письмо. Принимали участие в районных фестивалях («Традиции предков», где заняли 3-е место, за возрождение народных традиций). Были дипломантами районного фестиваля «Театральные ладушки», фестивалей патриотической песни. Ежегодно выезжали на районные слеты, организаторами которых были наш районный ЦДЮТ. Клуб «Русичи» старается жить и работать под девизом «Мы «Русичи» и мы этим гордимся!»
Большое значение в школе уделяется трудовому обучению. Здесь работают швейные, слесарная, столярная мастерские под руководством Щербины Сергея Алексеевича, Дедова Александра Михайловича, Овчарова Владимира Михайловича, Дорохова Сергея Анатольевича, Антоненко Лидии Федоровны, Аршавской Елены Викторовны, Слюсаревой Светланы Львовны. Полученные знания ребята демонстрируют, участвуя в различных конкурсах: общешкольных, районных и краевых.
Большая заслуга в подготовке учащихся к самостоятельной жизни принадлежит воспитателям, работающим в школе. В разное время ими руководили Тинякова Валентина Васильевна, Криволапов Сергей Иванович, Зайкова Лидия Исаковна, Конарева Лариса Яковлевна. Много лет отдали работе школе и работают сегодня Еске Ольга Георгиевна, Камышникова Наталья Владимировна, Батенева Нина Васильевна, Коновалова Галина Афанасьевна, Горлова Людмила Ивановна, Никулина Светлана Николаевна, Дедова Галина Михайловна, Мангасарова Наталья Михайловна, Ковалева Татьяна Александровна, Никулина Нина Ивановна, Мурзинцева Галина Константиновна, Полынцева Вера Семеновна, Гараськова Людмила Владимировна, Бондаренко Наталья Анатольевна, Чубукина Валентина Сергеевна, Кухленко Валентина Анатольевна, Поляков Анатолий Николаевич, Баркалова Татьяна Васильевна, Колесникова Оксана Михайловна. Занимаются организацией внеурочной работы, используют нетрадиционные формы занятия с детьми.
Все педагоги аттестованы. Имеют высшую квалификационную категорию — 20, первую – 27, вторую – 3. Награждены медалью «Ветеран труда» — 2 (Никулина Нина Ивановна, Слюсарева Светлана Львовна), Почетный работник общего образования РФ – 2 (Чернова Ольга Владимировна, Киреева Алима Ниязбековна), Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ – 1 (Герасименко Антонина Андреевна).
В учебно-воспитательном процессе оказывает помощь и школьная библиотека. Первым библиотекарем была Иванова Любовь Петровна. В настоящее время работает Кочетова Елена Геннадьевна, которая продолжает решать такие важные задачи, как научить читать, бережно относиться к книге, оказать помощь учителю, воспитателю.
Учителя начальных классов Киреева Алима Ниязбековна, Семенютина Валентина Ивановна, Петерс Наталья Викторовна, Семенова Марина Леонидовна, Криволапов Сергей Иванович стараются заложить прочный фундамент учебной деятельности. Эффективно используют наглядность, дидактический и раздаточный материал, специальные методики для обучающихся, здоровье – сберегающие технологии.
Педагоги школы участвуют в образовательных выставках в АКИПКРО, добиваясь хороших результатов. Почетными грамотами и дипломами награждены Максимова Светлана Борисовна – зам. директора по УР, Конарева Лариса Яковлевна – зам. директора по ВР, за творческий подход к процессу социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта; Шмидт Наталья Александровна, Поляков Анатолий Николаевич, Чернова Ольга Владимировна за участие в конкурсе «Инновационный урок 2007» за реализацию проектного метода в работе и творческий подход к организации системы коррекционных занятий в условиях специальных (коррекционных) учреждений; Герасименко Антонина Андреевна, Распутикова Екатерина Тарасовна, Слюсарева Светлана Львовна в номинации «Коррекционное обучение в различных типах учебных заведений» за вклад в совершенствование нормативно – правовой базы по правам детей – инвалидов в Алтайском крае; Гараськова Людмила Владимировна – воспитатель, участник в краевом конкурсе проектов и методических материалов «Растим патриотов России», за методическую разработку музыкально – литературной композиции «Их именами названы улицы». Учителя – предметники Максимова Светлана Борисовна, Кулябина Надежда Владимировна, Герасименко Антонина Андреевна (русский язык и чтение), Шмидт Наталья Александровна, Чернова Ольга Владимировна (математика, черчение, рисование), Дзюбло Любовь Леонидовна, Гавва Валентина Николаевна (география, естествознание), Поляков Анатолий Николаевич, Хлудеева Лариса Александровна (история), Фомина Ирина Петровна (физическая культура), Грязева Наталья Васильевна (музыка), Слюсарева Светлана Львовна, Распутикова Екатерина Тарасовна (СБО) продолжают обучать детей.
Школа – интернат – активный участник в спортивной жизни края среди специальных (коррекционных) учебных заведений. Неоднократно являлась победителем краевых спартакиад: 1994 год – III место с. Завьялово; 1995 год – III место г. Павловск; 1995 год – I место г. Волгоград в специальных Олимпийских соревнованиях среди учащихся школ – интернатов РФ; 1996 год – I место г. Омск во Всероссийских специальных Олимпийских соревнованиях по легкой атлетике; 1997 год – II место лично – командное первенство края по легкой атлетике; 1998 год – I место р.п. Благовещенка в краевой спартакиаде среди учащихся специальных школ-интернатов; 2000 год – I место г. Павловск по легкой атлетике; 2002 год – I место г. Барнаул по легкой атлетике; 2004 год – г. Павловск I место в краевой спартакиаде; 2005 год — р.п. Ребриха II место в краевой спартакиаде по легкой атлетике среди специальных (коррекционных) школ – интернатов; 2007 год – г. Барнаул III место в кроссе среди специальных (коррекционных) школ – интернатов; 2008 год – г. Заринск III место в лыжной эстафете.
Огромная заслуга в этом учителя физической культуры Фоминой Ирины Петровны. Казалось бы, и ничего нет особенного в том, что делает педагогический коллектив школы-интерната, но представить, что более тысячи детей могли остаться в этой жизни безграмотными, социально не подготовленными, не имеющими будущего. На баз школы открыт класс для детей со сложными дефектами (второй год обучения).
Главным условием успешного решения учебно – воспитательных задач является четко продуманная система методической работы под руководством Хлудеевой Ларисы Александровны. В школе делается все возможное для воспитания и обучения подрастающего поколения. Выпускники коррекционной школы поступают в училища г. Барнаула, с. Родино, с. Сросты, трудоустраиваются. Еще они никогда не забывают своих учителей, делятся с ними всеми радостями и горестями.
А это значит, что школа нужна и школа будет жить.
Образование и формы обучения
Форма образования:
Адаптированные основные общеобразовательные программы Учреждения осваиваются обучающимися в очной форме.
Программа развития
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2011год;
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. Сб.1. Сб.2.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывает особенности познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Настоящая образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— Конституция Российской Федерации;
— Конвенция о правах ребенка;
— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
— Концепция модернизации российского образования;
— Базисный учебный план (I вариант);
— Устав КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат».
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Министерство образования РФ. Приказ от 10.04.2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями а развитии.»
Об утверждении государственного стандарта педагога (учителя, воспитателя)